Уважаемые родители и законные представители кадет 1 курса!
Прошлый учебный год был очень важен и труден в равной степени и для вас, и для ваших детей.
Все силы — моральные и физические — были направлены на успешную адаптацию к новым социальным условиям. Ребята привыкали к новому быту, учителям. И что очень важно – учились быть самостоятельными, дисциплинированными, осваивали правила жизни в команде (кадетском коллективе), где нет рядом родителей.
Сейчас для них наступил новый, не менее важный этап. В 12 — 13 лет подросткам свойственен ряд особенностей — чувство взрослости, потребность в самооценке, зависимость от коллектива, интерес к самопознанию, стремление быть в центре событий. Эти моменты необходимо учитывать, так же как и то, что ваши сыновья могут общаться с вами в основном дистанционно, и время общения ограничено.
Вашему вниманию предлагается ряд рекомендаций, которые помогут Вам и ребенку /переживающему непростой возрастной этап и обучающемуся в образовательном учреждении закрытого типа/ сгладить возможные трудности общения.
«Что необходимо знать об особенностях младшего подросткового возраста».
Рекомендации психолога родителям кадет — шестиклассников |
||
Особенность возраста | Как проявляется | |
1. | Эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения
/на фоне начавшегося полового созревания и неравномерного физиологического развития/ |
Младший подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения /от веселости, смеха до спада настроения и плача/.
Поведение подростков в закрытом кадетском коллективе, где трудно побыть одному и личное пространство ограничено, зачастую бывает непредсказуемым. За короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции: — целеустремленность, настойчивость сочетаются с порывистостью и неустойчивостью реагирования; — активная деятельность сменяется отсутствием стремлений и желаний что-либо делать; — повышенная самоуверенность сменяется ранимостью и неуверенностью в себе/то есть колебание самооценки/; — потребность в общении чередуется с желанием побыть одному. — Ласковость, желание одобрения поступка может резко перейти к грубости и негативизму в общении. |
Рекомендации родителям:
1. Будьте терпеливы, так как настроение в 12-13 лет изменчиво, и Ваш ребенок скоро обратится к Вам за советом и вниманием/позвонит вечером, ему необходимо, чтобы его выслушали/. 2. Постарайтесь понять его эмоции и то, как ему трудно быть вдали от Вас, принять его возможные негативные эмоции. При этом обязательно объясните, что Вам обидно, неприятно, но не отталкивайте его в ответ, иначе между вами возникнет отчуждение. 3. Необходимо установить границы дозволенного. Заметьте! Если Ваш сын позволяет себе что-то, что непозволительно произносить или делать в присутствии взрослых, Вы можете подсказать ему, как нейтрализовать негатив/Вспомните, что дома улучшало его настроение – может он рисовал, пел, занимался спортом, и плохое настроение исчезало. В училище очень много возможностей для того, чтобы вашему сыну стало комфортно эмоционально. |
||
2. | Изменение социальной ситуации развития
/ постепенный переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости/. |
Социальная ситуация развития — это особое положение Вашего ребенка в системе принятых в данном обществе отношений.
В младшем подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости: подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. |
3. | Появление «чувства взрослости», желание подростком признания своей «взрослости» | В 12 — 13 летнем возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
Они стремятся расширить свои права, делать так, как они сами хотят, знают, умеют. А такое поведение может носить /и довольно часто/ агрессивный, директивный характер и провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он 1. удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении, 2. узнает свои возможности, 3. учиться действовать самостоятельно. Заметьте! Для подростка 12 лет важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. |
Рекомендации родителям:
1. Общение с Вашим сыном успешнее будет в виде диалога, а не одностороннего выслушивания , «какие у него оценки» и «как он себя вел»; существенным плюсом будет равенство позиций «Взрослый – Подросток». 2. Вам нельзя забывать, что подросток — личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора , в том числе право на совершение ошибки/очень часто это касается выбора спортивной секции, дополнительного для изучения предмета, общения с ребятами из другого взвода/. 3. У подростка есть обязанности, а не только права: принимая самостоятельность сына, не сводите ее к вседозволенности. 4. Во время каникул или увольнений, когда есть время на более длительное визуальное общение с сыном, выходом из проблем будет так называемая «Система последовательных требований и поощрений». Заметьте! — такую систему требований лучше разработать совместно; — требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны подростку; — последствия за нарушения правил не должны унижать честь и достоинства. — правил /ограничений, требований, запретов/ не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. |
||
4. | Смена ведущей деятельности
/ учебную деятельность вытесняет общение со сверстниками/. |
Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе.
*В подростковом возрасте в процессе общения со сверстниками: — происходит становление нового уровня самосознания; — формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. *Общение для кадет в училище — очень важный информационный канал. |
5. | Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. | Это — помощь Вашему сыну в поиске своих норм и ценностей, формирование своего представления об окружающем его мире.
Как следствие: — Наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья/как со своего курса, так и старше/, а не родители/сказывается специфика образовательного учреждения – «закрытый тип»/. — Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка-кадета лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. !!! В подростковом возрасте авторитет родителей может резко упасть, и только тактичность и внимание могут его поддержать |
Рекомендации родителям:
1. Постарайтесь выяснять/через общение с ребенком или психологом, воспитателями/, какие трудности в общении испытывает Ваш сын и подсказать ему, как правильно выйти их ситуации, к кому обратиться, что сказать. 2. Некоторые вещи подросток не сможет вам рассказать, и у него есть на это право; он живёт в формирующемся подростковом коллективе, где каждый – личность и у каждого свои особенности/и к окружающим сына ребятам необходимо относиться с определенным уважением/. 3. Не давите на него, а просто показывайте, что вам это интересно, что он может рассказывать то, что считает нужным, и может Вам доверять. |
||
6. | Открытие и утверждение своего «Я» | Внешне это проявляется в активном интересе к себе:
— Кадеты — подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе, самоутверждаются, так как в таком большом коллективе много лидеров.; — они общаются/на часах общения, просто в беседах/ на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; — появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому довольно часты чрезмерная самокритичность, склонность к «уходу в себя» . !!! На этом фоне любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию. |
Рекомендации родителям:
1. Общаясь с сыном в личное время, избегайте оценок его личности, напротив, высказывайте отношение к поступкам, к поведению. 2. Развивайте самосознание сына — спрашивайте его о смысле поступков, о намерениях. |
Педагог – психолог Нагорнова Ю.В.