Рекомендации педагога — психолога

Уважаемые родители и законные представители кадет 1 курса!

Прошлый учебный год был очень важен и труден в равной степени и для вас, и для ваших детей.

Все силы — моральные и физические — были направлены на успешную адаптацию к новым социальным условиям. Ребята привыкали к новому быту, учителям. И что очень важно – учились быть самостоятельными, дисциплинированными, осваивали правила жизни в команде (кадетском коллективе), где нет рядом родителей.

Сейчас для них наступил новый, не менее важный этап. В 12 — 13 лет подросткам свойственен  ряд особенностей — чувство взрослости, потребность в самооценке, зависимость от коллектива, интерес к самопознанию, стремление быть в центре событий. Эти моменты необходимо учитывать, так же как и то, что ваши сыновья могут общаться с вами в основном дистанционно, и время общения ограничено.

Вашему вниманию предлагается ряд рекомендаций, которые помогут Вам и ребенку /переживающему непростой возрастной этап и обучающемуся в образовательном учреждении закрытого типа/ сгладить возможные трудности общения.

«Что необходимо знать об особенностях младшего подросткового возраста».

Рекомендации психолога родителям кадет — шестиклассников

Особенность возраста Как проявляется
1. Эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения

/на фоне начавшегося полового созревания и неравномерного физиологического развития/

Младший подростковый  возраст характеризуется  эмоциональной  неустойчивостью  и  резкими  колебаниями настроения  /от  веселости, смеха  до спада настроения и плача/.

Поведение  подростков в закрытом кадетском коллективе, где трудно побыть одному и личное пространство ограничено,  зачастую  бывает непредсказуемым.

За короткий  период  они  могут  продемонстрировать  абсолютно противоположные реакции:

—        целеустремленность, настойчивость сочетаются с порывистостью и неустойчивостью реагирования;

—        активная деятельность сменяется отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

—        повышенная самоуверенность сменяется ранимостью и неуверенностью в себе/то есть колебание самооценки/;

—        потребность в общении чередуется с  желанием побыть одному.

—        Ласковость, желание одобрения поступка может резко перейти к грубости и негативизму в общении.

Рекомендации родителям:

1.      Будьте терпеливы, так как настроение в 12-13 лет изменчиво, и Ваш ребенок скоро обратится к Вам за советом и вниманием/позвонит вечером, ему необходимо, чтобы его выслушали/.

2.      Постарайтесь понять его эмоции и то, как ему трудно быть вдали от Вас, принять его возможные негативные эмоции. При этом обязательно объясните, что Вам обидно, неприятно, но не отталкивайте его в ответ, иначе между вами возникнет отчуждение.

3.      Необходимо установить границы дозволенного.

Заметьте! Если Ваш сын позволяет себе что-то, что непозволительно произносить или делать в присутствии взрослых, Вы можете подсказать ему, как нейтрализовать негатив/Вспомните, что дома улучшало его настроение – может он рисовал, пел, занимался спортом, и плохое настроение исчезало. В училище очень много возможностей для того, чтобы вашему сыну стало комфортно эмоционально.

2. Изменение  социальной  ситуации  развития

/ постепенный переход  от  зависимого  детства  к самостоятельной и ответственной взрослости/.

Социальная  ситуация  развития —  это  особое  положение  Вашего ребенка  в  системе  принятых  в  данном обществе  отношений.

В  младшем подростковом  возрасте  она  представляет  собой  переход  от  зависимого детства  к  самостоятельной  и  ответственной  взрослости: подросток  занимает  промежуточное положение между детством и взрослостью.

3. Появление «чувства взрослости», желание подростком признания своей «взрослости» В 12 — 13 летнем  возрасте  подростки  стремятся  освободиться  от  эмоциональной  зависимости  от  родителей.

Они  стремятся  расширить  свои  права,  делать  так,  как  они  сами  хотят,  знают,  умеют.  А такое поведение может носить /и довольно часто/ агрессивный, директивный характер  и провоцирует запреты.

Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со  взрослыми  подросток  исследует  свои  границы,  пределы  своих  физических  и  социальных возможностей,  рамки  дозволенного.  Через  такую  борьбу  за  независимость  он

1.      удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении,

2.      узнает свои возможности,

3.      учиться действовать самостоятельно.

Заметьте!

Для  подростка 12 лет  важна не  столько  сама возможность  самостоятельно  распоряжаться  собой,  сколько признание окружающими взрослыми этой возможности.

Рекомендации родителям:

1.      Общение с Вашим сыном успешнее будет в виде диалога, а не одностороннего выслушивания , «какие у него оценки» и «как он себя вел»;  существенным плюсом будет  равенство позиций «Взрослый – Подросток».

2.      Вам нельзя забывать, что подросток — личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора , в том числе право на совершение ошибки/очень часто это касается выбора спортивной секции, дополнительного для изучения предмета, общения с ребятами из другого взвода/.

3.      У подростка есть обязанности, а не только права: принимая самостоятельность сына, не сводите ее к вседозволенности.

4.      Во время каникул или увольнений, когда есть время на более длительное визуальное общение с сыном, выходом из проблем будет так называемая «Система последовательных требований и поощрений».

Заметьте!

—        такую систему требований лучше разработать совместно;

—         требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны подростку;

—        последствия за нарушения правил не должны унижать честь и достоинства.

—        правил /ограничений, требований, запретов/ не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

4. Смена  ведущей  деятельности

/ учебную  деятельность  вытесняет  общение со сверстниками/.

Ведущая  деятельность —  эта  та  деятельность,  которая  определяет  возникновение  основных изменений  в  психическом  развитии  ребенка  на  каждом  отдельном  этапе.

*В подростковом возрасте в  процессе  общения  со  сверстниками:

—        происходит становление  нового  уровня  самосознания;

—         формируются  навыки  социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.

*Общение для кадет в училище — очень важный информационный канал.

5. Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру   сверстников. Это  — помощь Вашему сыну в поиске своих норм и ценностей, формирование своего представления об окружающем его мире.

Как  следствие:

—        Наблюдается  резкое  понижение  ценности  общения  в  семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья/как со своего курса, так и старше/, а не родители/сказывается специфика образовательного учреждения – «закрытый тип»/.

—         Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка-кадета лишь при условии, что они значимы  и  за  пределами  семьи,  в  противном  случае  они  вызывают  протест.

!!! В  подростковом возрасте авторитет родителей может резко упасть, и только тактичность и внимание могут его поддержать

Рекомендации родителям:

1.      Постарайтесь выяснять/через общение с ребенком  или психологом, воспитателями/, какие трудности в общении испытывает Ваш сын и подсказать ему, как правильно выйти их ситуации, к кому обратиться, что сказать.

2.      Некоторые вещи подросток не сможет вам рассказать, и у него есть на это право; он живёт в формирующемся подростковом коллективе, где каждый – личность и у каждого свои особенности/и к окружающим сына ребятам необходимо относиться с определенным уважением/.

3.      Не давите на него, а просто показывайте, что вам это интересно, что он может рассказывать то, что считает нужным, и может Вам  доверять.

6. Открытие и утверждение своего «Я» Внешне  это  проявляется  в  активном  интересе  к  себе:

—        Кадеты — подростки постоянно  что-то  доказывают  друг  другу  и  самому  себе, самоутверждаются, так как в таком большом коллективе много лидеров.;

—         они  общаются/на часах общения, просто в беседах/  на  темы,  затрагивающие моральные  и  нравственные  вопросы,  межличностные  отношения;

—         появляется  интерес  к исследованию  себя,  уровня  развития  своих  способностей  через  прохождение  тестов,  участие  в олимпиадах.

Бурное  развитие  сознания  и  самосознания  обуславливает  интерес  к  себе,  поэтому  довольно часты чрезмерная самокритичность, склонность   к  «уходу  в  себя» .

!!! На этом фоне любая  оценка  со  стороны  значимых  взрослых  может  вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Рекомендации родителям:

1.      Общаясь с сыном в личное время, избегайте оценок его личности, напротив, высказывайте отношение к поступкам, к поведению.

2.      Развивайте самосознание сына — спрашивайте его о смысле поступков, о намерениях.

Педагог – психолог Нагорнова Ю.В.