Заметку подготовил педагог — психолог Нагорнова Ю.В.
В современной системе образования, как и в современной жизни, огромное значение имеет ПОСТРОЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
Давайте немного поговорим о подростковом коллективе, который формируется и развивается в процессе учебной деятельности и вне её. Учитывая специфику жизни наших кадет, мы можем говорить о том, что им было достаточно трудно переформатировать свои представления об общении и подчинении общим правилам и нормам жизни в училище.
Известно, что в подростковом коллективе каждый из ребят уже приобрел свой социальный статус. Статус – это то положение, которое он занял среди своих ровесников с учетом того, как зарекомендовал себя – поступками, учебой, манерой общаться и так далее.
Социометрическое исследование позволяет увидеть, какие статусы занимают кадеты – подростки:
- «высокий» и «выше среднего»: такие ребята — лидеры, они занимают довольно высокое положение в структуре группы, имеют авторитет среди других кадет, оказывают заметное влияние на членов коллектива. Отношения с другими сбалансированные.
- «средний»: ребята приняты в коллективе, имеют определенное влияние на кадет, и отношения поддерживают на нормативном уровне.
- «ниже среднего»: когда подростком занимается незначительное положение среди окружающих; степень влияния на других слабая.
- «низкий»: при данном социометрическом статусе ребенок обособлен, не влияет на коллектив.
Какие рекомендации можно дать родителям для того, чтобы они помогли повысить социальный статус своего подростка, чтобы в коллективе сверстников ему стало комфортнее?
- Умение управлять своим поведением, преодолевать трудности в общении и принимать верные решения существенно повысит положение Вашего сына в коллективе ровесников. Развивайте его самоконтроль, способность контролировать себя, свои эмоции.
- Учите брать на себя ответственность и держать данные обещания. Если хотите чтобы Ваш сын пользовался уважением в коллективе, был лидером, он должен уметь сдерживать обещания и брать на себя ответственность.
- Не фокусируйте внимание только на высоких достижениях, не зацикливайтесь на том, что только высокий результат в чем либо дает высокий статус в коллективе. Нужно обращать внимание и на личностные качества – доброту, стремление прийти на выручку, оказать поддержку другому.
- Хвалите за усилия и стремления. Похвала – это прекрасное средство для поддержки адекватной самооценки. Но не перехваливайте — если постоянно хвалить, то в подростке сформируется ложная уверенность в своих достижениях.
Первый — всегда первый!!!